2007 год

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра филологического образования




ПРОГРАММА



Научно-методической конференции

«Филологическая наука и школа:
диалог и сотрудничество»

14 декабря 2007 года



 15.30 — 17.00
Открытие
Актовый зал

Пленарное заседание

1.    Дудова Людмила Васильевна — кандидат филол. наук, профессор, заведующая кафедрой филологического образования МИОО.
Компаративистика и преподавание литературы в школе.

2.    Минералова Ирина Георгиевна — доктор филол. наук, профессор кафедры филологического образования МИОО, кафедры русской литературы ХХ века МПГУ.
Инновационные подходы и качество результатов обучения русскому языку и литературе.

3.         Рик Татьяна Геннадьевна — детский писатель, автор учебников по русскому языку, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГОУ центр образования "Технологии обучения", методист в проекте "Живая школа" при Институте Новых Технологий, соискатель кафедры филологического образования МИОО.
Инновационные формы в учебниках по русскому языку.

4.    Фёдоров Алексей Владимирович — кандидат филол. наук, заведующий редакцией издательства «Русское слово».
Виды и формы итогового контроля по литературе.

5.    Биркин Алексей Александровичкандидат медицинских наук, автор нового научного направления — психофизиология речи.
Природа речи.

6.    Старикова Ирина Львовнаучитель высшей категории ГОУ гимназия №1505, почетный работник общего образования РФ, соавтор «Толкового словаря школьника». «Толковый словарь школьника» — школьный словарь нового жанра.

7.    Коренблит Станислав Соломонович (заведующий отделом инновационных методик и технологий преподавания русского языка и литературы Федерального института развития образования, композитор, певец).
Синтез слова и музыки как средство эстетического воспитания школьников.


Презентация учебников,
учебных и методических пособий

Коренблит Станислав Соломонович — заведующий отделом инновационных методик и технологий преподавания русского языка и литературы Федерального института развития образования, композитор, певец.
Музыкальный сборник «Галерея нотных портретов» и методические пособия к нему, рекомендованные Департаментом образования для московских школ.

Рик Татьяна Геннадьевна — детский писатель, автор учебников по русскому языку, соискатель кафедры филологического образования МИОО, учитель русского языка высшей квалификационной категории.
1.    «Здравствуйте, имя Существительное!»
2.    «Доброе утро, имя Прилагательное!»
3.    «Здравствуй, дядюшка Глагол!»
4.    "Как дела, Деепричастие?"
5.    Обучающий диск "Привет, Причастие".
6.    "Крыса Земфира — мутант".

Минералова Ирина Георгиевна доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования МИОО, кафедры русской литературы ХХ века МПГУ.
1.    «Учитель русской словесности». Сборник конспектов уроков дипломантов Международного студенческого фестиваля «Учитель русской словесности» 2007 года. — М., 2007.
2.    Лучшая вузовская лекция IV. — М., 2007.



Работа секций
17.00 — 19.00

Филологический анализ текста.
Анализ художественного произведения в школе
Русская словесность в контексте культуры.

Руководитель секции:
Федотов Олег Иванович — доктор филологических наук, профессор, член-корр. международной академии педагогического образования, член Союза писателей России, ведущий научный сотрудник кафедры филологического образования МИОО.

1.          Шелемова Антонина Олеговна (доктор филол. наук, доц. кафедры русской и зарубежной литературы РУДН). Эхо "Слова о полку Игореве" в русской литературе.
2.          Кунарёв Андрей Алексанрович (кандидат филол. наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы МГОУ). «Стала звать Акулькой прежнюю Селину» (об антропонимике в «Евгении Онегине»).
3.          Ситникова Вера Георгиевна (аспирант, методист кафедры филологического образования, учитель высшей категории, преподаватель международной квалификации системы MУP). Массандра, саламандра, сколопендра (чеховская деталь в рассказе «Дама с собачкой» и в кинематографическом прочтении).
4.          Шебалкова Светлана Олеговна (учитель ГОУЦО Школа здоровья № 2005). Проблема двоемирия в поэзии А. Блока (Стихотворение «Незнакомка»).
5.          Колосова Светлана Николаевна (кандидат филол. наук, доцент кафедры филологического образования МИОО). Портрет героя времени в стихотворении Брюсова «Грядущие гунны».
6.          Федотов Олег Иванович (доктор филологических наук, профессор, член-корр. международной академии педагогического образования, член Союза писателей России, ведущий научный сотрудник кафедры филологического образования МИОО). Стих, прорвавший громаду лет (О стихотворной поэтике Владимира Маяковского).
7.          Брюханова Ольга Венедиктовна (кандидат философских наук, ГОУ СОШ № 948). Культурологический аспект преподавания русской словесности.
8.          Канищева Надежда Епифановна (учитель русского языка и литературы лицея 1501). Содружество литературы и живописи на уроках русской словесности в 10 классе.
9.          Корнеева Любовь Александровна (учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1258). Система интегрированных уроков: литература — немецкий язык.


Психолого-педагогические аспекты преподавания
русского языка и литературы в школе

Руководитель секции:
Минералова Ирина Георгиевна доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования МИОО, кафедры русской литературы ХХ века МПГУ.

1.         Биркин Алексей Александрович (кандидат медицинских наук, автор нового научного направления — психофизиология речи). Природа речи.
2.         Вахитова Галина Николавена (преподаватель колледжа при психолого-педагогическом университете). Обучение русскому языку и литературе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.         Глинкина Евгения Борисовна (заведующий библиотекой гимназии № 1518). Уроки литературы в библиотеке: интегрированный урок.
4.         Иванов Владимир Александрович (компания «Нопроблем», директор по науке и технологии компании «Нопроблем», член экспертного совета комитета по безопасности РФ). Мышление и речь.
5.         Лаврищева Светлана Васильевна (заместитель директора по УВР ГОУ СОШ №237, учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель РФ) Технология креативного развития личности на уроках русского языка и литературы.
6.         Окунькова Елена Александровна (старший преподаватель и методист кафедры филологического образования, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, соискатель кафедры русской литературы ХХ века МПГУ). Интеграция в рамках экспериментальной образовательной деятельности. Психологический аспект при изучении литературы в старших классах (на примере экспериментальной площадки «Социопсихологическая адаптация учащихся в процессе художественно-эстетического образования»  ГОУ СОШ № 1308).
7.         Тралкова Наталья Борисовна (методист, старший преподаватель кафедры филологического образования МИОО, научный руководитель школьных экспериментальных площадок, аспирант ИОСО МОН РФ). Методика обучения учащихся осмыслению темы сочинения как литературной задачи.
8.         Федченко Татьяна Валентиновна (учитель русского языка и литературы ГОУ Центр образования №1602). Культура устной и письменной речи учащихся средней школы.
9.         Фролова Светлана Валентиновна (учитель русского языка и литературы спецкурса для детей с девиантным поведением №11 «Шанс»). Повышение качества обучения в специальных закрытых заведениях для детей и подростков девиантного поведения.



Формы и методы преподавания русского языка и литературы. Инновационные технологии в преподавании филологических дисциплин.

Руководитель секции:
Кутейникова Наталья Евгеньевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО, член-корреспондент МАНПО.

1.    Дроздова Ольга Евгеньевна (кандидат педагогических наук, замдиректора гимназии 1541, завлабораторией «Языкознание для всех» МИОО). Общелингвистический компонент обучения русскому языку и другим предметам в средней школе.
2.         Журавлёв Виктор Петрович (кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры филологического образования МИОО). Практикум по литературе как средство формирования интерпретационных умений.
3.         Кутейникова Наталья Евгеньевна (кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО, член-корреспондент МАНПО). Значение современной детской литературы на уроках 5-9 классов.
4.  Лобзова Елена Владимировна (учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 506). Технология «Мозаика» в процессе обучения школьников исследовательской деятельности.
5.         Лукьянова Виктория Андреевна (Учитель русского языка и литературы высшей категории ГОУ СОШ 868, соискатель кафедры филологического образования МИОО) Диалог и сотрудничество на уроке литературы в 8 классе (по «Повести о Петре и Февронии»).
6.  Новикова Лариса Ивановна (доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры филологического образования МИОО). Прецедентные тексты в лингвистике и методы работы с ними в школе.
7.         Сапожникова Ирина Вячеславовна (методист кафедры филологического образования МИОО, методист Северо-Западного округа г. Москвы). Формы и методы преподавания русского языка и литературы в школе.
8.         Чубукова Марина Вячеславовна (научный сотрудник, преподаватель кафедры филологического образования МИОО). Типология и критерии оценки олимпиадных заданий по русскому языку.
9.         Штрекер Нина Юрьевна (кандидат филол. наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, декан факультета начального образования Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского). Современные тенденции обновления содержания филологической подготовки учителей начальных классов.




Круглый стол
 19.00 — 19.30




Комментариев нет:

Отправка комментария