2008 год

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра филологического образования



ПРОГРАММА
II научно-методической конференции
«Филологическая наука и школа:
диалог и сотрудничество»

12-13 декабря 2008

 _______________________________________

12 декабря

Место проведения: м. «Аэропорт», Авиационный переулок, д.6, Московский институт открытого образования

14.30–15.00 — регистрация участников (актовый зал)

15.00 — 17.00
Открытие конференции

Приветственное слово:
·        Лубков Алексей Владимирович (проректор МИОО).
· Дудова Людмила Васильевна (заведующая кафедрой филологического образования МИОО).
·  Митина Вера Ивановна (главный специалист Департамента образования).

Пленарное заседание

·        Романичева Елена Станиславовна (кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, доцент Московского гуманитарного педагогического института, Заслуженный учитель РФ) Интерпретация художественного произведения в системе школьного литературного образования: филологический и методический аспекты.

·        Кормилов Сергей Иванович (доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ века Московского государственного университета) О программе по литературе для поступающих в МГУ и «знаменитом» 2-томнике «Русская литература 19-20 вв.»

·        Аникин Антон Андреевич (кандидат филологических наук, доцент) Священник С.Н. Дурылин как методист и педагог.

·  Минералова Ирина Георгиевна (доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования МИОО, кафедры новейшей русской литературы МПГУ) Эвристический ресурс в преподавании литературы в школе.

·        Карбовский Андрей Станиславович (кандидат исторических наук, 2-ой секретарь Министерства иностранных дел) Русский язык в Польше.

·        Синёва Ольга Владимировна (кандидат филологических наук, доцент кафедры международного образования МИОО, руководитель Центра балтистики МГУ) Уроки русского языка в разноязычном коллективе.

·        Тралкова Наталья Борисовна (методист, старший преподаватель кафедры филологического образования МИОО, лауреат гранта Правительства Москвы) Непрерывное образование в инновационном пространстве кафедры филологического образования.

·        Зуева Евгения Михайловна (зав.отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, Председатель секции библиотек послевузовского педагогического (профессионального) образования Центральной библиотечно-информационной комиссии Министерства образования РФ) Роль библиотеки в формировании читательского интереса школьников.


Обзор и презентация научной и учебно-методической литературы

·    Порядина Мария Евгеньевна (старший научный сотрудник Российской книжной палаты) Познавательная литература для детей в современном российском книгоиздании.

·      Потеряйко Сергей Павлович (ведущий специалист по информационной работе АСТ-ПРЕСС) Культурно-просветительская программа «Словари XXI века».

·        Куманяева Анастасия Евгеньевна (редактор журнала «Русский язык в школе») Журнал «Русский язык в школе».

· Обзор литературы, представленной на выставке в рамках конференции (зав.кафедрой по научной работе Дмитриевская Лидия Николаевна).


17.00-17.30
Кофе-пауза
(буфет МИОО, кофе/чай в 302 ауд.)


17.30 — 19.30
Работа секций

Филологический анализ текста.
Анализ художественного произведения в школе


Руководитель секции: Федотов Олег Иванович
(доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры филологического образования Московского института открытого образования) Где и когда заблудился трамвай Гумилёва? (Опыт стиховедческого и стилистического комментария).

· Андреев Геннадий Петрович (ученик 11 класса школы «Интеллектуал» (ЗАО) и Школы юного филолога при МИОО) Эволюция темы любви в цикле И.А. Бунина «Тёмные аллеи».
·        Дмитрий Дмитриевич Румянцев (ученик 10 класса школы № 1280 и Школы юного филолога при МИОО) Образ бабочки в одноименном стихотворении А.А. Фета.
·        Ксенофонтова Маргарита Вячеславовна (кандидат филологических наук, учитель ГОУ СОШ № 1208 (Москва)) Роль эпиграфов в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».
·        Кузина Ирина Валерьевна (кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара) Стихотворение А. Блока «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» (опыт композиционного и синтаксического анализа).
·        Кукленкова Ольга Евгениевна, Митронич Светлана Олеговна (учителя русского языка ГОУ СОШ №1208 (Москва)) Сатирическое мастерство М.А. Булгакова в повести «Собачье сердце».
·    Семенова Марина Зурабовна (учитель русского языка и литературы гимназия 1588) Анализ поэтического текста в 11 классе (на примере стихотворения Н.С. Гумилева «Пятистопные ямбы»).
·        Шебалкова Светлана Олеговна (учитель литературы высшей категории ГОУ ЦО школа «Здоровье» № 2005) Проблемный анализ баллады В.А. Жуковского «Кубок» на уроках литературы в 5 классе.
·        Шелемова Антонина Олеговна (доктор филолологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов) Принцип композиционного кольца в «Слове о полку Игореве».

Стендовые доклады:

Ковалёв Пётр Александрович (кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Орловского государственного университета) Лингвопоэтический анализ стихотворения Пушкина «Анчар».
Кутафина Юлия Николаевна (кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина) Психологическая коллизия «человек-вещь» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Лазарева Людмила Мухединовна (учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №32 г. Астрахани) Лингвистический анализ литературного текста: индивидуально-авторские словоупотребления и их экспрессивно-образная роль в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Манышева Наталия Юрьевна (кандидат педагогических наук, доцент Барнаульского государственного педагогического университета) «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского как рождественский рассказ (материал для студентов-филологов).
Матвеева Александра Сергеевна (кандидат филологических наук, преподаватель Московского государственного технического университета гражданской авиации) Стихи Лидии Чарской: особенности индивидуального стиля.
Михеичева Екатерина Александровна (доктор филологических наук, зав.кафедрой русской литературы Орловского государственного университета) Поэтика бунинского рассказа.
Плаксицкая Наталья Александровна (кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина) Театральные мотивы в художественном мире сатирических произведений М.А.Булгакова.
Позняк Светлана Алексеевна (старший преподаватель кафедры классической русской литературы Белорусского государственного университета (Минск)) Дети в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Фомина Людмила Николаевна (кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры филологических дисциплин Московского гуманитарного государственного университета) Особенности слов, мотивирующих индивидуально-авторские новообразования эгофутуристов.


Русская словесность в контексте культуры. Культурный контекст на уроках литературы и русского языка

Руководитель секции: Родина Галина Ивановна
(доктор филологических наук, профессор Арзамасского государственного педагогического института) Г. Зудерман и А.П. Чехов.
·        Васюкова Анна Юрьевна (аспирантка 2 курса кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета) Автор как соучастник (к полемике З. Ленца с Л.Н. Толстым об авторской позиции).
·        Ефимова Светлана Николаевна (студентка 2 курса, победитель олимпиад Москвы и России, МГУ им.М.В. Ломоносова) Художественное произведение в контексте переписки его автора (на материале творчества И. Шмелева, А. Чехова, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
·        Ефимова-Залекер Екатерина Сергеевна (кандидат филологических наук, сотрудник ТК «Культура» (Москва)) «Последние из могикан»: американские индейцы в русской культуре или Парадоксы русской культуры: Америка как метафора России.
·        Мусаева Валентина Ивановна (кандидат педагогических наук, доцент Барнаульского государственного педагогического университета) Изучение творческого наследия писателя в контексте его жизненного пути (на примере жизненного пути А.П. Чехова и В.М. Шукшина).
·        Подгрушняя Ольга Станиславовна (соискатель кафедры филологического образования Московского института открытого образования, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 229 Зеленоградского округа г. Москвы) Лейтмотив веры и его функция в трилогии Эриха Марии Ремарка о Первой мировой войне.
·        Ситникова Вера Георгиевна (методист кафедры филологического образования Московского института открытого образования, учитель высшей категории) «Иной раз... задаются такие характеры». Опыт кинопрочтения повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и проблемы понимания авторской позиции.
·        Хорькова Лидия Юрьевна (учитель русского языка и литературы ГОУ «Гимназия 1538») Мастер-класс «Заглавие — ключ к тексту (по сказке Л. Петрушевской «Пуськи Бятые»)».
  • Чаудхари Софья Анандовна (ученица 11 класса школы № 622 и Школы юного филолога при МИОО) Тема совести в рассказе Стивенсона «Маркхайм» и романе Достоевского «Преступление и наказание»: опыт сопоставительного анализа.

Инновационные технологии
в преподавании филологических дисциплин

Руководитель секции: Гущин Юрий Геннадьевич
(кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник МИОО) К вопросу о дистанционной поддержке формирования читательской культуры и круга чтения школьников.

·        Шевцова Диана Михайловна (кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русской словесности Нижегородского государственного педагогического университета) Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» в свете новых образовательных технологий.
·        Горбич Ольга Ивановна (кандидат педагогических наук, доцент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (Москва)) Диалоговые технологии в преподавании филологических дисциплин.
·        Масандилова Ирина Львовна (кандидат педагогических наук, научный сотрудник лаборатории литературы Института художественного образования РАО, методист по русскому языку и литературе НМЦ ЮВОУО, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 513 ЮВОУО) Мастер-класс «Театр импровизации в литературно-художественном развитии школьников».
·        Гусева Елена Юрьевна (учитель русского языка и литературы ГОУ гимназии № 1504, соискатель ученой степени кафедры методики преподавния русского языка МГПУ) Возрождение Дальтон-технологии в современных образовательных условиях (история вопроса).
·        Дроздова Ольга Евгеньевна (кандидат педагогических наук, зав. НМЛ «Языкознание для всех» МИОО, зам. директора гимназии № 1541 г. Москвы) ГЭП «Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников»: актуальность исследования и возможные формы работы.

Стендовые доклады:
Мусихина Анна Юрьевна (зав.аспирантурой Глазовского государственного педагогического института им. Короленко), Гущин Юрий Геннадьевич (кандидат филол. наук, ведущий научный сотрудник МИОО) О некоторых вопросах филологического образования в педагогических вузах России (программы по литературе).


Методика преподавания литературы

Руководитель секции: Кутейникова Наталья Евгеньевна
(кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО) Современная детская литература в пространстве школьного образования.

·     Алферова Анна Анатольевна (учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1148 им. Ф.М. Достоевского) Повышение духовно-нравственного уровня учащихся путем интеграции русского этнокультурного компонента образования в изучение литературы в средних классах.
·        Генералова Наталья Сергеевна (кандидат педагогических наук, учитель СОШ №1265, методист СЗАО (Москва)) Проблемы преподавания русского языка и литературы в профильной школе.
·   Ейбоженко Ольга Владимировна (учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 56 ЗАО, аспирант кафедры филологического образования МИОО) История изучения агиографического жанра в отечественной методике преподавания литературы.
·        Кокунина Елена Владимировна (кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МОУ «Женская гуманитарная гимназия» (Череповец, Вологодская область)) Формирование жанрового сознания на уроках русского языка и литературы.
·        Лазареску Ольга Георгиевна (кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО, кафедры русской литературы Московского педагогического государственного университета) Особенности анализа эпического произведения малой формы в профильном литературном образовании.
·        Миронычева Валентина Федоровна (кандидат педагогических наук, доцент Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара) Урок-практикум по сопоставительному анализу лирических произведений в 9 классе.
·    Снытко Галина Михайловна (учитель русского языка и литературы ГОУ СЗАО гимназия T70, 1538) Работа с текстом на уроках литературы.
·      Цветкова Ольга Викторовна (учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1978 ЮЗАО, аспирант кафедры филологического образования МИОО) Формирование читательской компетентности на уроках литературы.

Стендовые доклады:
Брюханова Ольга Венедиктовна (кандидат философских наук, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры) Проблема русского национального самосознания на уроках литературы и русского языка.
Галицких Елена Олеговна (доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой русской литературы Вятского государственного гуманитарного университета) Публичные уроки русской словесности как результат сотрудничества науки и школы.
Касаткина Елена Сергеевна (кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара) Деловая игра «Я — литературовед».
Мусаева В.И. (доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Барнаульского государственного педагогического университета) Приёмы выяснения позиции автора в художественном произведении (на примере элективного курса по творчеству В.М. Шукшина).
Смурова Светлана Владимировна (кандидат педагогических наук, доцент Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского) Образный язык как основа интерпретации лирики в старших классах.
Сосновская Ирина Витальевна (доктор педагогических наук, профессор Иркутского государственного педагогического университета) Символ как инструмент контекстуального анализа текста на уроке литературы.


Современная языковая ситуация
и формирование речевой культуры.
Методика преподавания русского языка


Руководитель секции: Кольцова Людмила Михайловна
(доктор филологических наук, доцент, зав.кафедрой русского языка Воронежского государственного университета)

·        Алексеева Ольга Владимировна (кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка Воронежского государственного педагогического университета) В глубине текста (анализ текста в методике функционального подхода к изучению единиц языка на уроке русского языка).
· Гришин Владислав Сергеевич (учитель русского языка и литературы, высшая категория Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новомосковска Тульской области) Диалектные явления в школьном обучении русскому языку.
·        Каменева Анастасия Сергеевна (ученица 10 класса школы № 1323 и Школы юного филолога при МИОО) Влияние менталитета на язык (сравнение лексических особенностей русского и французского языка).
·        Карнаух Наталья Леонидовна (кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского городского университета управления Правительства Москвы) Формирование речевой культуры студента в вузе управленческого профиля.
·        Косых Елена Анатольевна (кандидат филологических наук, доцент Барнаульского государственного педагогического университета) Реклама в современном лингвокультурологическом пространстве.
·        Магомадова Светлана Кахировна (кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО), Чубукова Марина Вячеславовна (научный сотрудник кафедры филологического образования МИОО) Способы постановки учебной задачи в полиэтнических классах.
·        Меньшенина Светлана Витальевна (кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО) К вопросу об уровне речевой культуры учащихся.
·        Сабурова Светлана Викентьевна (кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета) Коммуникативная целесообразность использования лексических единиц.
·        Старикова Ирина Львовна (учитель русского языка, ведущий специалист МО учителей русского языка ГОУ гимназия № 1505 г. Москвы) Элементы энциклопедизма в школьных толковых словарях как средство формирования языковой и культурной компетенций учащихся.
·        Швецова Ольга Анатольевна (кандидат филологических наук, доцент Воронежского государственного университета) Место и роль спецкурса «Лингвистический анализ художественного текста» в системе современного лингвистического знания.

Стендовые доклады:
Гвоздева Елена Викторовна (кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Московского государственного индустриального университета) Типы антонимических словообразовательных гнезд.
Косянова Ольга Михайловна (кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой современного русского языка Оренбургского государственного педагогического университета) Работа с учащимися профильных юридических классов на уроках русского языка.
Кулаева Галина Михайловна (кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой языкознания и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета) Формирование представлений учащихся о языковом эстетическом идеале как составляющей аксиологического подхода в обучении русскому языку.
Ушакова Наталья Михайловна (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Инновационного Евразийского университета (г. Павлодар, Республика Казахстан)) Функционально-деятельностный подход к описанию методической системы развивающего обучения русскому языку.


Роль библиотек
в формировании читательского интереса школьников

Руководитель секции: Зуева Евгения Михайловна
(зав.отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО, Председатель секции библиотек послевузовского педагогического (профессионального) образования Центральной библиотечно-информационной комиссии Министерства образования РФ)

·  Аксёнова Татьяна Борисовна (методист HМЦ САО, зав. библиотекой ГОУ СОШ № 682) Формы работы школьной библиотеки по привлечению к чтению и пропаганде книг.
·        Белоглазова Любовь Григорьевна (методист НМЦ ЮЗАО, зав. библиотекой ГОУ СОШ № 1970) Библиотека в системе воспитательной работы и формировании социокультурной среды образовательного учреждения. Музей истории книги.
·        Воронова Людмила Евгеньевна (ГОУ СОШ № 704 САО) Неделя Л.Н. Толстого в начальной школе.
·        Журина Татьяна Юрьевна (методист по учебным фондам и работе со школьными библиотекарями ОМЦ ЮВАО), Ратнер Людмила Васильевна (зав.библиотекой ГОУ СОШ № 1228 ЮВАО), Хасьянова Татьяна Игнатьевна (методист по учебным фондам и работе со школьными библиотекарями ОМЦ ЮВАО) Викторина как способ формирования читательского интереса у школьников.
·        Караваева Зоя Викторовна (зав.библиотекой ГОУ СОШ № 364) Сотрудничество школьной и районной библиотек: встреча с писателем Ю.И. Чичевым.
·        Козлова Ольга Викторовна (старший преподаватель кафедры филологического образования МИОО) К вопросу о сайтах библиотек образовательных учреждений.
·        Кузнецова Лариса Викторовна (зав.библиотекой ГОУ СОШ № 1738 ЮВАО) Самоопределение читателя в культуре и творчестве через проектную и исследовательскую деятельность. Модель «Библиотека будущего».
·    Петрова Елена Анатольевна (методист УМЦ по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы) ИКТ-технологии и применение их в деятельности библиотек образовательных учреждений.
· Плетёнкина Наталья Давыдовна (методист кафедры филологического образования МИОО,  соискатель кафедры филологического образования МИОО) Библиотека в филологическом пространстве: инновационные технологии и формы сотрудничества.
·        Рожкова Ольга Марковна (зав. библиотекой ГОУ СОШ № 613 ЦАО) Исследовательская деятельность школьной библиотеки: Драгунский и «Денискины рассказы» — второе дыхание.
·        Сулакова Татьяна Валериевна (зав.библиотекой ГОУ ЦО № 1429 ЦАО) Педагогическая деятельность школьной библиотеки: нетрадиционные формы проведения занятий в школьной библиотеке.

19.30-20.00 — подведение итогов первого дня

13 декабря

Место проведения: м. «Третьяковская»,
Черниговский переулок д. 9/13, стр.2. Актовый зал
Международный Фонд славянской письменности и культуры

10.00 — 12.30
Круглый стол
Состояние речевой культуры и преподавание речеведческих дисциплин в школе и вузе

Состояние речевой культуры в современной школе и вузе в последние годы вызывает опасения: культура устной и письменной речи и учащихся, и педагогов падает. Тот же процесс наблюдается и вне сферы образования. Стремительное падение культуры речи — тревожный сигнал, говорящий о серьезных проблемах национальной культуры.
Что такое речь? Как она воздействует на человека? Как защитить себя от речевых манипуляций и речевой агрессии? Как повысить эффективность словесных методов обучения, создать комфортную речевую среду в школе, вузе, сделать речевое поведение бесконфликтным, добиться создания доступных и понятных учебников по всем школьным предметам, воспитать уважение к слову и предложить оптимальные технологии развития речи, в том числе и в полиэтнических ученических коллективах? Может ли помочь в решении этих и многих других вопросов психология, психофизиология и другие науки? Эти и многие другие не менее важные вопросы предложены для обсуждения на круглом столе.
В рамках Круглого стола будут представлены:
·       Культурно-просветительский проект института Русского языка им. В.В.Виноградова РАН РФ «Словари ХХI века».
·       Тренинги по речевому поведению.
·       Программа по мониторингу сложности восприятия, декодирования, текстов и программа для адаптации сложных текстов к восприятию.

Приглашены:
Издательства: «Просвещение», «Русское слово», «Дрофа», «Флинта».
Газета «Русский язык». Журнал «Русский язык в школе».

Приветствие — представитель руководства Международного Фонда славянской письменности и культуры.

Доклады для обсуждения:

·                   Аннушкин Владимир Иванович (доктор филолологических наук, профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, председатель Российской Риторической Ассоциации) Предмет русской риторики и речевая практика современного общества.
·                   Биркин Алексей Александрович (кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник кафедры филологического образования МИОО) Психофизиология речи. Адаптация курса обучения и практика применения здоровьесберегающих технологий кода речи.
·                   Дейкина Алевтина Дмитриевна (доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета) Актуальные вопросы современной методики преподавания русского языка.
·                   Деревянко Константин Сергеевич (руководитель культурно-просветительской программы «Словари ХХI века») Идеология культурно-просветительской программы «Словари XXI века».
·                   Кольцова Людмила Михайловна (доктор филологических наук, доцент, зав.кафедрой русского языка Воронежского государственного университета) Обучение нормам письменной речи в школе и вузе с позиций современных лингвистических воззрений в современных социо-культурных условиях.
·                   Курцева Зоя Ивановна (кандидат педагогических наук, доцент, профессор Московского института открытого образования) Роль учителя-словесника в развитии коммуникативных умений учащихся.
·                   Михальская Анна Константиновна (доктор педагогогических наук, профессор Литературного института им. А.М.Горького, лауреат премии имени М.А. Булгакова) Русский риторический идеал и проблема речевого воспитания молодёжи.
·           Новикова Лариса Ивановна (доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры филологического образования МИОО) Слово: лингвопсихологический и методический феномен.
·                   Рик Татьяна Геннадьевна (детский писатель, автор учебников по русскому языку, учитель русского языка высшей квалификационной категории ГОУ центр образования «Технологии обучения») Первые сведения по культуре речи для учеников начальной и средней школы в веселых учебниках по русскому языку.
·                   Редкий Леонид Юрьевич (заместитель генерального директора Фонда Славянской письменности и культуры) Литературно-музыкальное представление как форма поддержки литературного образования и развития речи в школе и вузе.

12.30–13.00
Подведение итогов. Закрытие конференции

13.30-15.30
Пешая экскурсия «Душа Москвы – Замоскворечье»
Экскурсовод: Потеряйко Сергей Павлович

15.30
Обед
(ресторан «Грабли», ул. Пятницкая, д.27)


Комментариев нет:

Отправка комментария