ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА
III научно-методической конференции
«Филологическая
наука и школа:
диалог и
сотрудничество»
10-12 декабря 2009
______________________________
10 декабря
Московский институт открытого образования
10.00–11.00 — Регистрация участников конференции (5 этаж у
актового зала).
10.00–16.00 — Выставка
учебников и учебных пособий (5 этаж у актового зала).
11.00–13.30 — Пленарное
заседание.
Приветственное
слово:
Буданова
Галина Петровна — проректор по
научной работе Московского института открытого образования, кандидат
педагогических наук, профессор.
Лубков
Алексей Владимирович — проректор
Московского института открытого образования, доктор исторических наук,
профессор.
Данилова
Галина Павловна – проректор по
методической работе Московского института открытого образования.
Пленарные
доклады:
ü
Слово — образ — художественное целое: модное и
актуальное в анализе художественного текста — Минералова Ирина Георгиевна
(профессор кафедры русской литературы и журналистики ХХ–XXI веков
Московского педагогического государственного университета, кафедры
филологического образования Московского института открытого образования, доктор
филологических наук).
ü
Школьный историко-литературный курс: современное
состояние и перспективы — Зинин Сергей Александрович (профессор кафедры методики преподавания литературы
Московского педагогического государственного университета, ведущий научный
сотрудник кафедры филологического образования МИОО, доктор педагогических
наук).
ü
Уроки словесности Д.Я. Райхина. К 100-летию со
дня рождения — Аникин Антон Андреевич (кандидат
филологических наук, доцент Московского института открытого образования).
12.00–12.15 —
кофе-пауза
ü
Чтение детей и подростков: процессы и перспективы — Чудинова Вера
Петровна (заместитель директора Российской государственной библиотеки для
молодежи, кандидат педагогических наук).
ü
Компетентностный подход в обучении русскому языку
детей-билингвов в новых реалиях российской школы — Хамраева
Елизавета Александровна (доктор
педагогических наук, профессор, заведующая редакцией литературы для
национальных школ издательства «Дрофа»).
Информационно-инновационные и медико-психологические
аспекты, используемые для усвоения любых учебных дисциплин при обучении детей и
взрослых в Международном центре Татьяны Зотовой «Мир грамотности» — Зотова
Татьяна Владимировна (профессор,
доктор педагогических наук, академик Европейской академии естественных наук
им. Лейбница (Ганновер, Германия), координатор по Азии, вице-президент
Европейского научного общества, действительный член европейской лиги
психотерапевтов, академик Международной Академии Информатизации в
консультативном статусе ООН, президент группы компаний «Империя Ликбез»,
президент благотворительного фонда «Ликвидатор безграмотности», ректор
международного центра «Мир грамотности»).
13.30–14.00 — Презентация
учебников и учебных пособий, монографий
·
Учебно-методическая
литература издательств «Дрофа»,
«Русское слово».
·
УМК по русскому
языку и литературе издательства «Русское слово».
·
Культура речи
сегодня: теория и практика. Коллективная монография. — М., 2009.
·
Русский язык в
полиэтнических классах. — М.: МИОО, 2010.
·
Новое пособие по
подготовке к ЕГЭ по литературе: содержание, структура, возможности
использования в учебном процессе (Калганова Татьяна Алексеевна — доцент
Московского гуманитарного педагогического института, кандидат педагогических
наук).
14.00–14.30
— Кофе-пауза
14.30–17.30
— Работа в секциях
Проблемы монографического изучения
творчества писателя в школе
Руководители:
Федотов Олег
Иванович (Московский институт
открытого образования)
Шевцова Диана
Михайловна (Нижегородский
государственный педагогический университет).
1.
Жанровый компонент воинской повести в «Слове о полку
Игореве» — Шелемова Антонина Олеговна (доцент кафедры русской и зарубежной
литературы Российского университета дружбы народов, доктор филологических
наук).
2. Урок поэта
(Лев Толстой в интерпретации Владимира Набокова) — Федотов Олег
Иванович (ведущий научный сотрудник, профессор кафедры филологического
образования Московского института открытого образования).
3.
Философский комментарий в контексте монографического
изучения творчества Л.Н. Толстого —
Наумова Татьяна Андреевна (профессор
кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания Мордовского
государственного педагогического института, кандидат педагогических наук,
доцент).
4. Проблемное рассмотрение смысла заглавия романа Л.Н. Толстого
«Война и мир» на школьном мультимедиауроке — Шевцова Диана Михайловна
(доцент кафедры теории и методики обучения русской словесности Нижегородского
государственного педагогического университета, кандидат филологических наук,
доцент).
5. Современные
подходы к формированию представления школьников о характере литературного героя
на материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (в
условиях базового обучения) — Чистякова Светлана Владимировна (учитель
русского языка и литературы ГОУ СОШ №1363, соискатель кафедры филологического
образования Московского института открытого образования).
6.
Повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» в
свете психоанализа — Брагина Наталья Николаевна (кандидат
филологических наук, доцент Академии Натальи Нестеровой).
7.
Антоша Чехонте против Comedy Club: культурологический
аспект — Щербакова Ирина Александровна (аспирант кафедры филологического
образования Московского института открытого образования).
8.
Эволюция восприятия Индии в русской литературе — Дудова Людмила
Васильевна (заведующая кафедрой филологического образования Московского
института открытого образования, кандидат филологических наук).
9.
Православные мотивы в художественной концепции цикла
«Родина» А. Блока — Ильинский Алексей Александрович (преподаватель Кооперативного
техникума Тамбовского облпотребсоюза, кандидат филологических наук).
10.
Использование методики построения «древа проблем» при
анализе проблематики художественного произведения на примере романа-трилогии
«Казачий алтарь» В.П. Бутенко — Чурилова
Елена Александровна (студентка Ставропольского государственного
университета).
11. Проза В.М. Шукшина: из опыта прочтения на уроках
литературы в гимназических классах — Брюханова Ольга Венедиктовна (учитель
русского языка и литературы ГОУ СОШ № 947 ЮАО г. Москвы, кандидат философских
наук).
Стендовые:
Эксперимент с читателем как методический
приём интерпретации лирики (на материале
стихотворения А.С. Пушкина «Ненастный день потух; ненастной ночи
мгла…») — Зейферт Елена Ивановна (редактор-обозреватель «Литературной газеты», доктор
филологических наук).
Образность
оригинала и перевода (на материале стихотворения А. Арипова «Булоқ»(Родник)) — Иплина
Антонина (аспирант Наманганского государственного университета,
г. Наманган, Узбекистан).
Жанровая система произведений
В.Г. Короленко в свете творческой истории — Мусихина Анна Юрьевна (зав. аспирантурой, соискатель ученой степени
кандидата педагогических наук Глазовского государственного педагогического
института).
Мир
людей глазами животных: на примерах произведений русской литературы — Цветкова
Наталья (ученица 8 класса ГОУ №2020 САО, г. Москва).
Мотив
красоты и безобразия в рассказе А.И. Куприна «Изумруд» — Григорьян
Анна (ученица ГОУ №167 САО, г. Москва).
Формирование информационной и читательской
культуры школьников
Руководители:
Чудинова Вера
Петровна (Российская государственная
библиотека для молодежи)
Смурова
Светлана Владимировна (Калужский
государственный педагогический университет)
1.
Популярная беллетристика как «последний оплот» массового
чтения — Копейкин Алексей Александрович (заведующий отделом рекомендательной
библиографии Российской государственной библиотеки для молодежи).
2.
Работа над проектом как формирование читательской
компетенции — Рогожкина Наталья Николаевна (соискатель
кафедры филологического образования Московского института открытого
образования).
3. Чтение как
способ применения знаний для достижения нравственных и духовных богатств — Плетёнкина
Наталья Давыдовна (методист, соискатель кафедры филологического образования
Московского института открытого образования).
4. Чтение и
интерпретация неклассической лирики в старших классах — Смурова
Светлана Владимировна (доцент Калужского государственного педагогического
университета, доцент, кандидат педагогических наук).
5. Формирование
читательской компетентности на уроках анализа эпизода художественного
произведения — Цветкова Ольга Викторовна (учитель русского языка и литературы ГОУ
СОШ № 1978, Москва, аспирант Московского института открытого образования).
6.
Альтернативные технологии обучения работе с текстом:
интерпретация заголовка — Лобзова Елена Владимировна (учитель
русского языка и литературы ГОУ СОШ с углубленным изучением экономики № 506).
7.
К вопросу о новой редакции «Кодекса этики российского
библиотекаря» — Козлова Ольга Викторовна (старший
преподаватель кафедры филологического образования Московского института
открытого образования).
8.
Урок толерантности. Работа библиотеки по воспитанию
культуры межэтнического общения — Медведева Дарья Александровна (главный
библиотекарь отдела обслуживания учащихся среднего и старшего возраста
Российской государственной библиотеки для молодежи).
9.
Чтение современной молодежи: книга и интернет — Кондрашова
Ольга Николаевна (гл. специалист исследовательского центра «Библиотека.
Чтение. Интернет» Российской государственной библиотеки для молодежи).
10. Профессиональная ориентация: место библиотеки в
решении проблем самоопределения молодежи
— Колесникова Мария Игоревна (гл. специалист информационно-ресурсного
центра по проблемам молодежи Российской государственной библиотеки для
молодежи).
11. Педагогическая составляющая в работе школьной
библиотеки — Сулакова Татьяна Валериевна (зав.библиотекой ЦО №1429, аспирант
кафедры филологического образования Московского института открытого
образования).
Стендовые:
Активные процессы в языке СМИ — Дроздов Роман Константинович (старший преподаватель кафедры журналистики
Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, кандидат
педагогических наук).
Литература и детское чтение:
нравственный аспект —
Калашникова Юлия Борисовна (учитель
русского языка и литературы МОУ гимназия №23 г. Челябинска).
Методика преподавания литературы
Руководители:
Кутейникова Наталья Евгеньевна (Московский институт открытого образования),
Романичева
Елена Станиславовна (Московский
гуманитарный педагогический институт).
1.
Первые советские программы школьного литературного
образования и рабочая книга по литературе как новый тип учебного пособия — Журавлёв
Виктор Петрович (зав. редакцией «Литература» издательства «Просвещение»,
старший научный сотрудник кафедры филологического образования Московского
института открытого образования, кандидат педагогических наук).
2.
О тенденциях в современном литературном образовании — Романичева
Елена Станиславовна (старший научный
сотрудник, доцент, Заслуженный учитель РФ, профессор кафедры русской и
зарубежной литературы, декан филологического факультета Московского
гуманитарного педагогического института, кандидат педагогических наук).
3.
Использование произведений научно-познавательной литературы
в процессе подготовки к ЕГЭ — Кутейникова Наталья Евгеньевна (член-корр. МАНПО, профессор кафедры филологического
образования Московского института открытого образования, кандидат
педагогических наук, доцент).
4. Формы и
методы организации поисковой деятельности на уроках литературы — Казеева
Ольга Сергеевна (учитель
русского языка и литературы ГОУ ЦО № 1926, соискатель кафедры филологического
образования Московского института открытого образования).
5. Медленное
чтение на уроках литературы — Карпова Светлана Владимировна (учитель
русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1228).
6. Литературный
музей и школа: творческое взаимодействие — Великовская
Галина Викторовна (заведующая научно-методическим отделом Государственного
литературного музея, Заслуженный работник культуры, Отличник народного
просвещения)
7. Итоговый
урок-семинар в 9 классе по теме: «Образ родной земли в поэме «Слово о полку
Игореве» — Ветрова Наталия Владимировна (учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №1230, Москва).
8. Проектная
деятельность при изучении древнерусской литературы на уроках в 6 классе — Ейбоженко
Ольга Владимировна (учитель русского языка и литературы, аспирант кафедры
филологического образования Московского института открытого образования).
9. Организация проектной деятельности при изучении
творчества М.М. Пришвина на занятиях элективного курса «Аксиологическая
проблематика произведений русской и зарубежной литературы периода Первой
мировой войны (1914–1918)» — Подгрушняя Ольга Станиславовна
(учитель русского языка и литературы ГОУ
СОШ 229 г. Москвы, соискатель кафедры филологического образования
Московского института открытого образования).
10.
Урок-проект «Две грани женского национального
характера в драме А.Н. Островского "Гроза" и очерке
Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"» — Шебалкова
Светлана Олеговна (учитель литературы высшей категории ГОУ ЦО школа
«Здоровье» № 2005).
11.
«Каждый человек должен быть доволен тем, что он есть».
Проблематика рассказа А.П. Чехова «Черный монах» в ХХI веке —
Вдовина Людмила Ивановна (преподаватель
Строительного колледжа №12, соискатель кафедры филологического образования
Московского института открытого образования.)
12.
«Квалифицирован и приговорен»: проблема
киноистолкования характера Сильвио (по повести А.С. Пушкина
«Выстрел») — Ситникова Вера Георгиевна (методист,
старший преподаватель кафедры филологического образования Московского института
открытого образования).
Стендовые:
Конспект урока по теме «Заимствованное междометие
«о’кей» как средство выражения авторской идеи в рассказе Ю. Малецкого
“Привет из Калифорнии”» — Курошина
Зоя Владимировна (редактор курса
«Русский язык», Автономная некоммерческая организация «Институт информационных
технологий в образовании», г. Ульяновск).
Публичные
уроки русской словесности как результат сотрудничества науки и школы — Галицких
Елена Олеговна (зав.кафедрой русской и зарубежной литературы, профессор
Вятского государственного гуманитарного университета, педагог-научный
консультант Вятской гуманитарной гимназии, доктор педагогических наук).
Новое
пособие по подготовке к ЕГЭ по литературе: содержание, структура, возможности
использования в учебном процессе — Калганова Татьяна Алексеевна (доцент,
старший научный сотрудник лаборатории систем и технологий филологического
образования Московского гуманитарного педагогического института, кандидат
педагогических наук).
Инновационные технологии в преподавании русского языка
Методика преподавания русского языка как иностранного
Руководители:
Зайцева Ольга
Николаевна (Московский институт
открытого образования).
Морозов
Владимир Эдгардович (Московский
институт открытого образования).
1. Мастерская
творческого письма как способ сотрудничества науки и школы — Галицких Елена Олеговна (профессор
кафедры русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного
университета, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель Российской
Федерации).
2.
Повышение качества обучения русскому языку в условиях
применения Дальтон-технологии — Гусева Елена Юрьевна (учитель русского
языка и литературы ГОУ гимназия № 1504; соискатель кафедры методики
преподавания русского языка МГПУ).
3.
Поликультурный контекст преподавания русского языка в
школе — Харчёва Инна Сергеевна (аспирантка Оренбургского государственного
педагогического университета, учитель русского языка и литературы).
4.
Общеучебные
техники информационной обработки текста при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ:
методические рекомендации для работы в полиэтнических классах — Зайцева Ольга
Николаевна (доцент кафедры филологического образования Московского
института открытого образования, учитель русского языка и литературы СОШ
№ 1058 г. Москвы, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических
наук).
5.
Речевое сообщение в структуре межкультурного общения
учащихся — Синицын Алексей Григорьевич (старший научный сотрудник кафедры
филологического образования Московского института открытого образования,
кандидат психологических наук, доцент).
6.
Пути формирования межкультурной компетенции у
студентов: из опыта преподавания русского языка — Тимошенко
Татьяна Евгеньевна (доцент кафедры
русского, иностранного языка и литературы Московского института стали и
сплавов, кандидат педагогических наук).
7.
Возможности достижения метапредметных и личностных
результатов при использовании в школьном обучении УМК «Основы языкознания для
школьников» — Дроздова Ольга Евгеньевна (заведующая НМЛ «Языкознание для всех»
Московский институт открытого образования, зам. директора гимназии № 1541
г. Москвы, кандидат педагогических наук).
Стендовые:
«Что в имени
тебе моём?..» Из опыта проведения в полиэтнических классах урока-конференции по
русскому языку — Новикова Лариса Ивановна (профессор
кафедры филологического образования Московского института открытого
образования, доктор педагогических наук).
Средства
преодоления языковой интерференции в полиэтнической аудитории — Войлошникова
Валентина Эдуардовна (доцент кафедры лингводидактики Донецкого
национального университета экономики и торговли
им. М. Туган-Барановского, кандидат филологических наук).
К вопросу методов и организационных форм в рамках
интенсивного обучения русскому языку как иностранному — Жилякова Ирина Геннадиевна
(старший преподаватель кафедры
лингводидактики Донецкого национального университета экономики и торговли
им. М. Туган-Барановского).
К вопросу об обучении
научному стилю на начальном этапе носителей разносистемных языков — Колесниченко Людмила
Владимировна (старший преподаватель
кафедры лингводидактики Донецкого национального университета экономики и
торговли им. М. Туган-Барановского).
Русский язык — основа для формирования коммуникативной
компетенции в процессе изучения немецкого языка в полиязычных классах — Погожева
Елена Юрьевна (преподаватель Павлодарского государственного педагогического института,
магистр педагогики и психологии, г. Павлодар, Казахстан).
Актуальные
проблемы
методики
преподавания русского языка и речеведения
Руководители:
Грек Антонина
Григорьевна (Московский институт
открытого образования).
Морозов
Владимир
Эдгардович (Московский институт
открытого образования).
1.
О пользе изучения языка русской поэзии — Грек Антонина
Григорьевна (ведущий научный сотрудник кафедры филологического образования
Московского института открытого образования, доктор филологических наук).
2.
Художественная
литература как источник аргументов для формирования риторических умений
школьников
— Морозов
Владимир
Эдгардович
(профессор Московского института открытого образования, доктор
филологических наук), Морозова
К.Э. (учитель русского языка и
литературы СОШ № 1058 г. Москвы).
3.
К проблеме анализа текста на уроке русского языка — Алексеева
Ольга Владимировна (доцент
кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка Воронежского
государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук,
доцент).
4.
Формирование коммуникативных умений учащихся в
процессе использования текстов миниатюр на уроках русского языка — Лёвушкина
Ольга Николаевна (доцент кафедры филологического образования Московского
института открытого образования, кандидат педагогических наук, доцент).
5. Речевая
культура на уроках ОПК — Бугаева Ирина Владимировна (доцент кафедры русского языка и
культуры речи Российского государственного аграрного университета МСХА
им. К.А. Тимирязева, кандидат филологических наук, доцент).
6.
Развитие чувства языка учащихся при подготовке к ГИА
по русскому языку — Хаустова Дарья Александровна (старший
преподаватель кафедры методики преподавания русского языка Московского
педагогического государственного университета, учитель русского языка и
литературы ГОУ СОШ 553 ЦАО г. Москвы, кандидат педагогических наук).
7.
Роль и место истории отечественной лингвометодики в
системе переподготовки учителей-словесников — Янченко Владислав Дмитриевич
(доцент Московского института открытого образования, доцент кафедры методики
преподавания русского языка Московского педагогического государственного
университета, кандидат педагогических наук).
8.
Формирование личности студента средствами русского
языка — Сабурова Светлана Викторовна (доцент филологического факультета
Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических
наук).
9.
Развитие речевых компетенций школьника (презентация
рабочей тетради) — Варламова Елена Викторовна (учитель
русского языка и литературы ГОУ Центр образования №548, Царицыно,
г. Москва).
Стендовые:
Научно-исследовательская
деятельность школьников как инновационная составляющая образования в средней
школе — Сергеева Татьяна Константиновна (ведущий научный сотрудник кафедры
филологического образования Московского института открытого образования).
Описание категории «содержание образования» в методике
преподавания русского языка — Ушакова Наталья Михайловна
(профессор, доцент кафедры педагогики Инновационного Евразийского университета,
г. Павлодар, Казахстан, кандидат педагогических наук).
Об организации самостоятельной работы при изучении
практического курса русского языка — Гусейнова
Аида Башировна (преподаватель
кафедры лингводидактики Донецкого национального университета экономики и
торговли им. М. Туган-Барановского).
О
функциональном аспекте в практике преподавания русского языка — Галкина
Людмила Ивановна (старший преподаватель кафедры лингводидактики Донецкого
национального университета экономики и торговли
им. М. Туган-Барановского).
«Культура речи» как профессионально значимая дисциплина
в подготовке студентов педагогического вуза — Данилова Мария Анатольевна (доцент кафедры русского языка и литературы
Павлодарского государственного педагогического института, кандидат
филологических наук).
Речевые ошибки в экзаменационных сочинениях
— Шкляева Елена Леонидовна (доцент кафедры общего и русского языкознания
Алтайской государственной педагогической академии, кандидат филологических
наук).
Формирование
личности студента средствами русского языка — Сабурова Светлана Викентьенвна (доцент филологического факультета
Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических
наук, доцент).
К вопросу об
изменениях в лексическом составе русского языка последних десятилетий — Бичева
Елизавета (ученица 8 класса гимнаназиии №1583 САО, г. Москва).
Здоровьесберегающие
технологии в
филологическом
образовании
Руководители:
Биркин Алексей Александрович (Московский институт открытого образования).
Зотова Татьяна Владимировна (Европейская академия естественных наук им. Лейбница
(Ганновер, Германия)).
1. Эффективность применения инновационной
здоровьесберегающей и здоровьекорректирующей системы профессора
Т.В. Зотовой «Ликбез» при обучении детей и взрослых русскому языку
— Зотова Татьяна Владимировна
(профессор, академик Европейской академии естественных наук им. Лейбница
(Ганновер, Германия), координатор по Азии, вице-президент Европейского научного
общества, действительный член европейской лиги психотерапевтов, академик
Международной Академии Информатизации в консультативном статусе ООН, президент
группы компаний «Империя Ликбез», президент благотворительного фонда
«Ликвидатор безграмотности», ректор международного центра «Мир грамотности»,
доктор педагогических наук).
2.
Информационная медицина и здоровье сберегающие технологии
в образовании — Семений Александр Тимофеевич (старший научный сотрудник кафедры
филологического образования Московского института открытого образования,
генеральный директор научно-практического центра информационной и
оздоровительной медицины «Образ здоровья», кандидат медицинских наук).
3. Событийная
диагностика и событийное лечение — Наседкин Геннадий Конродович (доктор
медицинских наук).
4.
«Популярность (рейтинг) и психофизиологические
характеристики авторских текстов (по результатам исследования сайтов
«Лаборатория фантастики.ру», «Библиотека фантастики», «Самиздат.ру» и
«Проза.ру») — Биркин Алексей Александрович (старший
научный сотрудник кафедры филологического образования Московского института
открытого образования)
5.
Новое поколение пользовательских программ кода речи,
ориентированных на педагогику и филологию — Биркин Павел Алексеевич
(научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института
Министерства обороны РФ, разработчик программ кода речи).
6.
Объективизация психомоторных нагрузок письменной речи
с помощью графических примитивов букв и эволюционной вероятностной модели кода
речи (по результатам исследования) — Новикова Татьяна Анатольевна (учитель
русского языка и литературы).
7. Влияние
психофизиологических качеств текстов диктантов, сочинений и изложений на
успеваемость учащихся (по результатам исследования 520 письменных работ
учеников средней школы) — Тю Роза Константиновна (заместитель
директора по экспериментальной площадке ГОУ СОШ № 1241, учитель высшей
категории, отличник народного образования русского языка и литературы).
8.
Метод словотворчества при подготовке диссертационной
работы — Гущин Юрий Геннадиевич (ведущий научный сотрудник кафедры
филологического образования, кандидат филологических наук).
Стендовые:
Межпредметные
связи предметов гуманитарного цикла: интегрированные уроки литературы и
психологии — Брилинг Елена Евгеньевна (педагог-психолог
замдиректора по ЭД школы №1308, соискатель кафедры филологического образования Московского
института открытого образования).
17.30–18.00 — Подведение
итогов первого дня работы конференции
(Актовый
зал)
11 декабря
ГОУ СОШ №1825 ЮЗАО, г. Москвы
(Северное Бутово)
9.00–14.30
Научно-практический семинар
Проблемы преемственности в преподавании филологических
дисциплин в школе, вузе и системе послевузовского образования
9.00–9.30 —
регистрация участников семинара.
9-30–10.20 —
открытие семинара (актовый зал):
ü
Приветственное
слово директора школы № 1825 Светланы
Кимовны Зарецкой (кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ).
ü
Вступительное
слово Людмилы Васильевны Дудовой (заведующая
кафедрой филологического образования, профессор, кандидат филологических наук).
ü
Доклад на тему:
«Реализация принципа непрерывности и преемственности образования на примере
курсов русского языка и риторики». Авторы учебников: Бунеева Екатерина Валерьевна (кандидат педагогических наук,
доцент), Комиссарова Людмила Юрьевна
(кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского
языка МПГУ), Курцева Зоя Ивановна
(кандидат педагогических наук, профессор кафедры филологического образования
МИОО, доцент кафедры риторики и культуры речи МПГУ).
10.30–12.20 — Уроки
русского языка и риторики в ДОУ, начальной и основной школе.
Уроки
проходят параллельно, участники семинара работают в одной из четырех групп:
Группа 1
10.40–11.10 — занятие в
подготовительной группе (пропедевтический курс риторики) в ДОУ. Тема: «Твой
голос». Учитель: Язвенко Наталья
Васильевна (учитель второй квалификационной категории).
11.30–12.15 — урок русского языка во 2
«Б» классе. Тема: «Слова, которые выражают разные чувства». Учитель: Тютюлина Мария Анатольевна (8 разряд).
Группа 2
10.30–11.15 — урок русского языка в 3
«А» классе. Тема: «Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания
слов с разделительными Ъ и Ь». Учитель: Киселева
Елена Васильевна (учитель высшей квалификационной категории).
11.30–12.15 — урок риторики в 3 «Б»
классе. Тема: «Похвала (комплимент)»
Учитель: Кадырова Елена Петровна,
учитель высшей квалификационной категории, Лауреат Гранта Национального
приоритетного проекта в области образования.
Группа 3
10.30–11.15 — урок русского языка в 4
«А» классе «Родительный падеж» Учитель: Родькина
Наталия Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории, Лауреат
Гранта Национального приоритетного проекта в области образования
11.30–12.15 — урок
русского языка в 8 «Б» классе. Тема: «Дополнение». Учитель: Кухтинская Ирина Вячеславовна, учитель
высшей квалификационной категории, Лауреат Гранта Москвы в области образования.
Группа 4
10.30–11.15 — урок риторики в 6 «А»
классе на тему: «Когда молчание — золото?» Учитель: Кухтинская Ирина Вячеславовна, учитель высшей квалификационной
категории, Лауреат Гранта Москвы в области образования.
11.30–12.15 — урок русского языка в 5
«А» классе на тему: «Обращение. Распространенные и нераспространенные
обращения». Учитель: Сафонова Марина
Эрнстовна, учитель высшей квалификационной категории
12-20–13-00 — работа в группах:
самоанализ уроков учителями и обсуждение. В работе групп принимают участие
авторы учебников: Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, З.И. Курцева,
методисты издательства «Баласс», участники конференции, сотрудники кафедры
филологического образования МИОО.
13.00–13.30 — Кофе-пауза.
13.30–14.30
— Круглый стол «Проблемы
преемственности в преподавании филологических дисциплин в школе, вузе и системе
послевузовского образования»
Для тех, кто не принимает участие в
семинаре:
12.00–14.00 — экскурсия
Пушкинская, Тверская
(Тверской бульвар, московский модерн,
дом-музей Горького, музей иконы)
Экскурсовод: Потеряйко Сергей Павлович
Метро Пушкинская, Тверская. Встреча у
памятника А.С. Пушкина в 11.45
12 декабря
Московский институт открытого
образования
Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное)
образование
и интеграция детей мигрантов в школе»
и интеграция детей мигрантов в школе»
Пречистенский переулок, д.7, каб.203.
Круглый стол
Русский язык в
полиэтнических классах
Руководители: Синёва Ольга
Владимировна (МИОО)
Попова
Валентина Ивановна (Оренбургский
ГПУ),
Хамраева
Елизавета Александровна (издательство
«Дрофа»)
11.00–11.30 — регистрация участников.
11.00–14.30 — выставка литературы по проблеме круглого стола.
11.30–14.30 Круглый стол.
Актуальные
проблемы билингвального образования —
Алиев Роман Сайяфович (директор
Рижской Классической гимназии, доктор педагогических наук), Плущевска Вероника Юрьевна (заместитель
директора Рижской Классической гимназии, магистр педагогики).
Поликультурная составляющая преподавания русского
языка в многонациональной школе — Попова Валентина Ивановна (доктор педагогических наук, профессор
Оренбургского государственного педагогического университета).
Особенности
содержания и организации обучения русской грамоте в полиэтническом классе — Савельева
Лариса Владимировна (доктор
педагогических наук, заведующая кафедрой начального языкового образования,
доцент Российского государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург).
Дисциплины
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» и «РУССКИЙ ЯЗЫК» в полиэтническом классе: единство форм и
методов обучения — Синёва Ольга Владимировна (кандидат
филологических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное образование и
интеграция детей мигрантов в школе» Московского института открытого
образования, руководитель Центра балтистики МГУ).
Представления
о доблести и чести в мультикультурной среде: где проходят границы добра и зла — Исаченко Татьяна Александровна (доктор
филологических наук, ведущий научный сотрудник Российской государственной
библиотеки).
Некоторые
формы и приемы работы на уроке русского языка в классе с многонациональным
контингентом учащихся — Михеева Татьяна Борисовна (кандидат
педагогических наук, доцент кафедры филологии
и искусства Ростовского областного ИПК и ПРО).
Трудности
усвоения фразеологии русского языка учащимися полиэтнических школ — Ашурова
Светлана Даниловна (кандидат
филологических наук, профессор кафедры филологических наук и методики их
преподавания в начальной школе Московского городского педагогического
университета).
Обучение
с увлечением. Из опыта преподавания РКИ в Польше — Федотов
Олег Иванович (профессор, ведущий научный сотрудник кафедры филологического
образования Московского института открытого образования).
14.30–15.00 — Презентация литературы:
Алиев Р., Каже Н. Билингвальное образование. Теория и
практика. — Рига: Реторика А, 2005.
Ашурова С.Д., Никольская Г.Н. и др. Учебник русского
языка для 5 класса. — СПб.: «Просвещение», 2008.
Ашурова С.Д., Никольская Г.Н. и др. Учебник русского
языка для 6 класса. — СПб.: «Просвещение», 2008.
Ашурова С.Д., Никольская Г.Н. и др. Учебник русского
языка для 7 класса. — СПб.: «Просвещение», 2008.
Тимошенко Т.Е. Русский язык. 9 класс. Работаем над
текстом. Единый государственный экзамен. Часть С. — М.: «Дрофа», 2008.
Михеева Т.Б. Обучение русскому языку в полиэтнической
школе: деятельность учителя. — М.: ООО «ТИД Русское слово», 2008.
Синёва О.В. Уроки русского языка в разноуровневом и
разноязычном коллективе. — М., Русский язык в школе, 2007.
Синёва О.В. Принципы лексической работы в
поликультурных классах — Русский язык в школе, ч. 5, 2009.
Синёва О.В. Грамматика в упражнениях, текстах,
диалогах, ч. 4 в кн. Савченко Т.В., Синёва О.В., Шорина Т.А. Русский язык:
от ступени к ступени. ч. 4, 5, 6. — М., Этносфера, 2009.
Русский язык от ступени к ступени: Комплект учебных пособий по РКИ // Сост.: Савченко Т.В., Синёва
О.В., Шорина Т.А. — М.: Этносфера, 2009.
Развивающее языковое образование в начальной школе:
Пособие для студентов факультетов начального образования и учителей начальных
классов. // Под ред. Т.Г. Рамзаевой — СПб.: Специальная литература, 2009.
15.00 — закрытие конференции, подведение
итогов, банкет.
15.30–17.00 — экскурсия
«Аристократический уголок Москвы:
Пречистенка и переулки»
Экскурсовод: Потеряйко Сергей Павлович
Встреча у входа в МИОО (метро «Кропоткинская», Пречистенский пер. дом 7)
Комментариев нет:
Отправить комментарий